Previous Entry Поделиться Next Entry
Сеттинг: Технологии
kpt_flint wrote in ru_2061


Как и обещали, начинаем выкладывать сеттинг для будущего конкурса. Сегодня речь пойдёт о технике.
Мы не станем перечислять все типы машин и механизмов, а попытаемся дать общее представление об уровне развития.

Если коротко — то чуда не будет. Бог из машины не придёт.

Энергетика

2030-е и 2040-е

  • Подавляющее большинство электричества в мире — по прежнему вырабатывают на ТЭЦ, сжигая газ и уголь. Остальная часть — на ГЭС и АЭС. Ветроэнергетика, при всём уважении, не превышает 5%.

  • Те, кто может, строят атомые электростанции, в том числе ториевые. К началу 2040-х появляется перспектива термоядерной энергетики.

  • Часть автомобилей (небольшая) перешла на электричество, а простых, негибридных, в богатых странах осталось меньше половины.

2050-е и 2060-е

  • Термояд из статусной игрушки для богатых становится хорошим вложением денег. Однако даже сравнительно простой D+T-реактор — исключительно сложен и дорог. Не говоря уже о D+D.

  • Нездоровый ажиотаж вокруг нефти и газа сохраняется. Заинтересованные лица продолжают грабить и убивать.

В общем и целом: карманного Днепрогэса вы не получите. Чуда не будет.

Электроника и робототехника

2030-2040-е:

  • Всемерная автоматизация производств: малограмотная рабсила стоит всё меньше и меньше.

  • Постепенно внедряются беспилотные автомобили, в богатых местах автоматизируют дорожное движение.

  • Военные некоторых стран полностью перешли на беспилотную авиацию. Появляются и наземные боевые дроны.

NB: Нанотехнологии, в том виде, как их облизывали фантасты – это антинаучная фантастика. Карманного металлургического завода по производству карманных металлургических заводов вы не получите. Чуда не будет.

Медицина

2030-е и 2040-е

  • Пересадка чего угодно. Рынок трансплантируемых органов вырастает до 80 миллиардов долларов к 2030 году.

  • Становится возможной регенерация некоторых разрушенных тканей.

  • Электронные имплантаты и киборгизация перестают быть экзотикой. Хотя для большинства практических задач они и не нужны.

2050-е и 2060-е

  • Регенерация продвинулась вперёд. Богатый и влиятельного человек может протянуть до 140 лет, не очень себя ограничивая.

  • Появление искусственных микроорганизмов-симбионтов.

  • Генетическая модификация: дети у самых богатых людей могут быть здоровее, сильнее и красивее, чем у средних плебеев.

NB: Хотя в развитие новых медицинских технологий вложены огромные деньги, для большей части человечества они недоступны. Ничего личного, просто бизнес.

Космонавтика

2030-е и 2040-е

  • В конце 2030-х — первые лунные базы развитых стран и первые зонды-автоматы в Поясе Астероидов.

  • В начале 2040-х: появление первых ЯРД, первые попытки доставки мелких астероидов.

  • Первые робкие попытки высадки на Марсе.

2050-е и 2060-е

  • В конце 2050-х — термоядерные ракетные двигатели.

  • Первые марсианские базы.

Межзвёздных перелётов пока не предвидится. Для этого человечеству нужно совершить несколько очень крупных прорывов в теоретической физике. Да и в экспериментальной.

В межпланетной космонавтике главные проблемы — это энерговооружённость и прочность материалов. Энерговооружённость можно поднять за счёт ядерных и термоядерных ракетных двигателей. Прочность можно получить за счёт выращивания монокристаллов, хотя это и медленно, и дорого.

NB: До рентабельных межпланетных перевозок очень далеко. Это всё равно, что возить уголь самолётом. Желающих вписаться очень немного.

IT

2020-е и 2030-е:

  • Процессоры достаточно мощны для чего угодно: узким местом ещё в 2010-х стал человеческий фактор, а тут чуда не будет.

  • Выход в интернет давно возможен из любой точки мира. Главное – чтобы было зачем туда выходить.

2040-е и 2050-е:

  • Электронные процессоры частично заменяются оптическими. Квантовые вычисления — остались нишевой экзотикой.

  • Искусственного интеллекта с бессмертной душой не создано: незачем. Задачи, что можно поставить перед таким ИИ, проще и дешевле решить за счёт специализированных систем. А тест Тьюринга хорошие ЖЖ-боты и сейчас проходят лучше плохих ЖЖ-юзеров. =)

Вычислительных мощностей и технологий уже сейчас хватит почти для любых целей. Всё упирается в алгоритмы. То есть, в прокладку между стулом и монитором человека.

Особенности СССР

Людей в СССР не так уж много. Это не Евросоюз с его 500 миллионами человек. И не Китай. Ёмкость советской экономики куда меньше, а плотность населения и подавно.

Чем можно восполнить нехватку людей?

  • Автоматизацией всего, что только можно. Роботов производят много и разных. Слава роботам!

  • Прогрессивной организацией труда. И тут в мировой практике изобретено множество полезных технологий. Да и в историческом СССР были интереснейшие наработки.

При всех достижениях в IT и робототехнике, Союз плотно сидит на импортных комплектующих. При очередном витке санкций приходится менять поставщиков или переплачивать посредникам.

Киборгизация применяется мало, только для лечения инвалидности. Несмотря на отставание в модных медицинских технологиях — в стране весьма здоровое население из-за хорошей системы здравоохранения (любого человека врачи «ведут» всю жизнь). Титановые киборги по улицам не бегают. Бомжи в струпьях тоже.

Визитной карточкой советских окраин стали купольные конструкции, массово производимые в виде кит-комплектов. Во многих местах Союза, где не нужны многоэтажки — только такие дома и есть. С их помощью строительство в удалённых районах перестаёт быть «золотым».

2030-е и 2040-е
Самые крупные вложения — в развитие транспорта, энергетики и тяжёлой промышленности.

2050-е и 2060-е
Добавляется ставка на «дальнюю» (межпланетную) космонавтику. Бумажные проекты переходят в железо.


Про развитие транспорта в СССР

  • Скоростные железные дороги (достигнуто прохождение Транссиба-2 за трое суток).

  • Развитие малой авиации, а также грузоперевозок с помощью дирижаблей – это единственный вариант массового транспорта там, где нет дорог. По территории это больше половины. Системы с переменной подъёмной силы, вроде американского Aeroscraft могут обойтись без причальных мачт на земле.

  • Достигнута круглогодичная навигация по Северному Морскому Пути.

  • В некоторых районах работает подвесной пассажирский транспорт.

  • Из экзотики – с конца 2040-х суборбитальная авиация для срочной курьерской доставки (Москва-Владивосток за полтора часа).



На сладкое, немножко инфографики:


Дирижабли


И купольные дома

NB: И купольные дома, и дирижабли — это не панацея от всех проблем, а вполне себе нишевое решение.
Просто они были самыми фотогеничными, и наши товарищи-инфографисты начали с них. = )


P.S. Если вы хотите что-то добавить (или, напротив, что-то режет вам глаза) — не стесняйтесь об этом сообщить. По крайней мере, мы это обсудим.

P.P.S. Продолжение следует...


>>Слава роботам!

Прогрессу слава! :)

>>Развитие малой авиации, а также грузоперевозок с помощью дирижаблей – это единственный вариант массового транспорта там, где нет дорог. По территории это больше половины.

А дирижабли хотя бы с автопилотом? (раз персональных "флайеров" нет).

>>в богатых местах автоматизируют дорожное движение.

Почему только в богатых? Софт он везде одинаково стоит.

P.S. Условия конкурса интересные и вполне приемлемые (а из ряда ограничений, складывается впечатление, что СССР воссоздан году так в 2028м и еще не многое успели).

Edited at 2015-10-19 16:10 (UTC)

>> Почему только в богатых? Софт он везде одинаково стоит.

Для этого надо установить немало датчиков, как на автомобилях, так и на дорогах. А это не так-то дёшево.


>> А дирижабли хотя бы с автопилотом?

А почему бы и нет?

Edited at 2015-10-19 16:12 (UTC)

> 2050-е и 2060-е
Термояд из статусной игрушки для богатых становится хорошим вложением денег. Однако даже сравнительно простой D+T-реактор — исключительно сложен и дорог. Не говоря уже о D+D.
Нездоровый ажиотаж вокруг нефти и газа сохраняется. Заинтересованные лица продолжают грабить и убивать.

> Генетическая модификация: дети у самых богатых людей могут быть здоровее, сильнее и красивее, чем у средних плебеев.
NB: Хотя в развитие новых медицинских технологий вложены огромные деньги, для большей части человечества они недоступны. Ничего личного, просто бизнес.


Я с такими ограничениями писать для конкурса не буду.

Значит, мы будем горько плакать и рвать на себе волосы. Но, увы, вряд ли сможем помочь вашему горю.

Непонятен такой момент. Сказано: пилотируемых звездолётов не предвидится. Но при этом есть лунные и марсианские базы. А как люди туда добираются, если звездолётов нет? Или там только роботы?
Хотелось бы ясности: люди в космос не летают вообще или что имеется в виду? В прошлых конкурсах, вроде, и освоение пояса астероидов упоминали. В общем, не поняла, поясните.

>> Непонятен такой момент. Сказано: пилотируемых звездолётов не предвидится. Но при этом есть лунные и марсианские базы. А как люди туда добираются, если звездолётов нет? Или там только роботы?

Вы делаете мне больно! Звездолёт — это то, что летает между звёздами. Мы говорим: к звёздам люди не летают. Только к планетам.

P.S. Уточнили определение, спасибо.

Edited at 2015-10-19 17:28 (UTC)

Кстати, можно добавить международный космодром в Индонезии с которого стартуют многоразовые носители с лазерными двигателями. У Павлова было, в "Мягких зеркалах"

И как же работает этот самый лазерный двигатель?

>Процессоры достаточно мощны для чего угодно: узким местом ещё в 2010-х стал человеческий фактор, а тут чуда не будет.
Человеческий фактор - правильно, однако про процессоры крайне оптимистично. Большая часть передовых IT задач требуют очень резкого роста производительности или внезапного алгоритмического прорыва уровня разработки теории относительности в физике (это как минимум). Поэтому не будут процессоры мощны для чего угодно. Максимум, появится возможность делать абсолютно реалистичную графику.

Я бы ещё отметил тенденцию на усложнение ПО - время хакеров-одиночек уже сейчас почти прошло. В 2050-ых любое сколь-нибудь сложное ПО должно делаться большими командами из специалистов разных направлений. С другой стороны, должно появиться куча конструкторов простых прикладных прилжений.

Плюс облака и централизация всей инфраструктуры и сервисов. В СССР скорее всего это должно быть выражено ярче, чем по всему миру. В СССР также возможно сильное развитие ГОСТов на программные компоненты, и базы готовых компонентов, что, теоретически, может стимулировать развитие IT (и open source).

Так же я бы отметил автоматическую генерацию знаний. Возможно, как смесь наработок эволюционной теории и математики. Сейчас эта тендецния зараждается, в 2060 могут быть первые ласточки её большого применения.

Edited at 2015-10-19 18:08 (UTC)

А сможете рассказать немножко больше о тех IT-задачах, которые вы считаете передовыми?

СССР в отдельно взятом уголке земного шарика как-то совсем не захватывает. СССР - это в первую очередь идея наднационального и экстерриториального объединения людей.

А почему запланировано отставание в IT? В общем-то и сейчас Россия одна из немногих стран, где ведутся разработки по всему спектру IT-технологий. Возглавить этот процесс - всего лишь вопрос вложений и удачи, начинать с нуля не придется.

Да и по космонавтике можно дать волю фантазии. Б'ольшая часть перечисленных проблем и ограничений родом из существующего не слишком удачного опыта. В конечном итоге все упирается в нежную органическую сущность человеческой тушки. К 40-60м годам не вопрос будет построить робота-дворника, так и давайте его модернизируем и на Марс закинем. На Европу, Титан. Робот там не пропадет, а вопрос его доставки решаем даже сейчас.

>> А почему запланировано отставание в IT?

Речь не о софте, а, прежде всего, об электронных компонентах. Их разрабатывают, прежде всего, международные компании со штаб-квартирами в США и Японии. Их рынок сбыта — целый мир, и они имеют достаточно средств на их разработку.


>> К 40-60м годам не вопрос будет построить робота-дворника, так и давайте его модернизируем и на Марс закинем.

Истинно так. На одного человека, отправленного к Марсу, будут приходиться десятки роботов различного размера и назначения.

>> СССР в отдельно взятом уголке земного шарика как-то совсем не захватывает. СССР - это в первую очередь идея наднационального и экстерриториального объединения людей.

Разумеется, да. Хотя таковое объединение вряд ли будет проходить быстро и безболезненно.

Edited at 2015-10-19 18:26 (UTC)

Режет глаза печаль, чтоб не сказать унылость. Мне ОЧЕНЬ понравился предыдущий пост про то, почему ретрофутуризм не годится. Умно и мудро. Но люди тянутся к ретрофутуризму ради радости жизни.

Вот в этом описании много правды жизни, это нужно, это важно.

Где красота и радость? Fun, на русский непереводимый, но в предыдущих конкурсах присутствующий?

Есть надежда, что красоту, радость, fun создадут авторы. Но есть и страх, что не создадут, потому что во входящих данных нету.

Тэк-с, порассуждаем, малость.

"Подавляющее большинство электричества в мире — по прежнему вырабатывают на ТЭЦ, сжигая газ и уголь".
Сейчас даже для смартфонов и ноутбуков появились достаточно эффективные топливные элементы, поэтому вполне можно ожидать, что скучное экзотермическое окисление будет заменено на своего собрата каталитическое окисление. А это вполне может поднять суммарное КПД установок и сделать их более компактными. В том числе не только на водороде, но и на метановом цикле. Так что ТЭЦ могут использовать где-нибудь в захолустных странах. А для такой технологически прорывной страны, как СССР 2.0 вполне можно представить себе широкое использование ТЭ.

Ядерная энергетика:
http://engineering-ru.livejournal.com/177755.html
http://engineering-ru.livejournal.com/350680.html

"Нанотехнологии, в том виде, как их облизывали фантасты – это антинаучная фантастика".
А жаль, я большой поклонник Лазаревича.

"также грузоперевозок с помощью дирижаблей – это единственный вариант массового транспорта там, где нет дорог"
Разрешите с вами не согласиться. Имеющиеся недостатки аппаратов легче воздуха устранить практически невозможно. На единицу груза габариты дирижаблей/аэростатов получаются больше, а это приводит к снижению скорости полета, мало этого, это увеличивает погодную зависимость аппарата. Прикиньте, какая парусность у дирижабля.
Учитывая последние исследования в области материаловедения, я бы предполагал развитие тяжелых вертолетов. Использование легких, но прочных материалов позволяет существенно увеличить весовую отдачу. При этом, в отличие от дирижаблей, вертолетам действительно менее нужны подготовленные площадки. Вспомните, дирижаблям нужны были либо ангары-эллинги, либо причальные мачты.
Если хочется транспортной гигантомании и эпичности, то можно представить себе проект-развитие ВМ-Т с ЯВРД.

Спасибо, буду почитать по ссылкам.

А что думаете насчёт вот этой разработки? Там вся мякотка как раз в переменном объёме, то бишь, причальных приспособлений ему не нужно.


>> Сейчас даже для смартфонов и ноутбуков появились достаточно эффективные топливные элементы

А по ним у вас ссылок нет ли?

Edited at 2015-10-19 18:53 (UTC)

А так, технологический очерк СССР 2.0 сделал еще Василий Захарченко в "Путешествии в завтра". Вот там никаких "магических" технологий не было.

А каково развитие экономической и политической ситуации на земном шаре? Потому что такое чувство, что в вашем сеттинге с капстранами ничего принципиального не происходит и не произойдёт ещё 50 лет.

Потому что СССР в качестве мощного полюса как минимум будет обозначать наличие у него своих геополитических интересов и формирование нового «соцлагеря» в том или ином виде. При таком раскладе практически неизбежно существенное влияние (вплоть до вхождения на уровне республик с состав Союза) на страны Восточной Европы, Ближнего Востока. Вполне возможна социалистическая Южная Америка — в большей или меньшей степени.

Страны Западной Европы вполне могут радикализоваться, вплоть до прихода к власти откровенно ультраправых партий. Евросоюз вряд ли проживёт ещё полвека, но, опять же, не исключена более мощная интеграция среди отдельных стран, вроде очередного аншлюса.

США, опять же, обязаны пройти через системный кризис, включающий крах доллара как мировой валюты, возможно распад на Север и Юг, возможно гражданскую войну в США (не без внешней помощи). Вполне вероятно, что в целом, фиатные деньги этого кризиса не переживут в массе своей.

В этом ключе, СССР будет планомерно наращивать своё влияние, качественно контрастируя со «странами победившего киберпанка».

Кстати, отчасти это будет обозначать некоторое смещение основных технологических центров. Что даёт СССР, как минимум, конкурентоспособное «железо». Но, с другой стороны, сам темп прогресса может просесть в мировом масштабе из-за тяжёлых системных кризисов третьей-четвёртой декады XXI века.

О международном положении будет отдельный пост. Вы ещё успеете сказать нам своё веское "фи".

ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ СЕТТИНГ.
Для ТВЕРДОЙ НАУЧНОЙ фантастики. То что некоторые товарищи хотят фентези писать - это их проблемы.

Не затронуты аспекты наноматериалов, а ведь они производятся уже сейчас.
И! То что я считаю самым главным для коммунизма - прогресс социально-психологический. Есть ли технологии для релаксации? Есть ли компьютерные психологи?

Подсадка на импортные комплектующий ИМХО плохая идея - тот же Китай уже сделал многое для себя, включая военную микроэлектронику. Почему это не может сделать СССР? И какие санкции от Китая того же?

>> Подсадка на импортные комплектующий ИМХО плохая идея - тот же Китай уже сделал многое для себя, включая военную микроэлектронику. Почему это не может сделать СССР? И какие санкции от Китая того же?

Многие промышленные комплектующие производятся буквально парой фирм. И не в Китае, а, например, в Бельгии и США.
Например, InGaAs-камеры для NIR-диапазона.


>> Не затронуты аспекты наноматериалов, а ведь они производятся уже сейчас.

Этак можно и светодиод называть нанолампой: суть не поменяется. Впрочем, речь шла о наносборщиках нанороботов из атомов.


>>И! То что я считаю самым главным для коммунизма - прогресс социально-психологический. Есть ли технологии для релаксации? Есть ли компьютерные психологи?

А можете развернуть подробнее? Мы не вполне поняли, что вы имели в виду.

Edited at 2015-10-19 19:37 (UTC)

>При всех достижениях в IT и робототехнике, Союз плотно сидит на импортных комплектующих

Сомневаюсь, что сидя на чужих комплектующих можно чего-то достичь в робототехнике. При сдержанно благоприятном раскладе должно быть 1-2 стратегических направления (пусть будут военные и тот же транспорт), закрывающих всю цепочку от руды до корпуса. При умеренно благоприятном - еще одна-две корпорации, которые имеют что-то оригинальное и стоящее для экспорта, при этом имеют умеренную зависимость от импорта второстепенных узлов, и несколько историй с компонентами, без которых сложно жить забугорным топам (типа недавней истории Монокристалл+Айфон+Роснано).

>Всё упирается в алгоритмы. То есть, в прокладку между стулом и монитором человека.

Полистайте Алиева немного. Рефлексировать ИИ может и не начнет, но принимать сложные решения, недоступные пониманию программиста, который его запрограммировал, на основе одних больших данных и правильного обучения, он начнет гораздо раньше.

>> Полистайте Алиева немного

Давайте ссылку, будем полистать.


>> но принимать сложные решения, недоступные пониманию программиста, который его запрограммировал, на основе одних больших данных и правильного обучения

Да без проблем. Машинное обучение — это старая и уважаемая специальность.


>> закрывающих всю цепочку от руды до корпуса.

Это не обязательно. Да и не всегда возможно. Впрочем, для многих сложных товаров основная часть прибыли делается на "верхних этажах" (последних стадиях передела).

Edited at 2015-10-19 21:20 (UTC)

получаются ссср 1920 только в немного измененных декорациях.

А что бы предложили добавить лично вы?

По дирижаблям прошлись без меня, я пройдусь по второй красивой картинке — с быстровозводимыми геокуполами.

«Визитной карточкой» советской архитектуры они может и станут. А вот мало мальски распространённым решением — вряд ли.

При всём увлечении геодезическими структурами в начале второй половины прошлого века, увлечение это быстро сошло на нет. И на то были веские причины. Помимо упомянутых проблем со сложностью расчётов, неоптимальным использованием материалов и «нестандартных деталей» (с последним не соглашусь, при массовом производстве детали как раз будут стандартными), конструкция имеет и другие недостатки.

1. Сложность изоляции в многочисленных стыках.
2. Проблемы с микроклиматом — конденсация влаги etc.
3. Конструкционные элементы необходимого качества получатся сложными и дорогими. Я готов поверить выкладкам, если они есть, но, чисто интуитивно, представьте себе конструкцию собранную из качественных стеклопакетов.
4. Эффективное разграничение внутреннего пространства технически сложно осуществимо.
5. Сложности в роботизации процесса.

Я предполагаю, что ведущими технологиями будут следующие:

1. Строительство из крупных модулей (вроде тех, из которых китайцы сейчас строят «на скорость»)
2. Крупноформатная 3d-печать из бетона.

С одной стороны, массовое производство в заводских условиях совместимых модулей с готовыми коммуникациями, внешней и внутренней отделкой, с быстрым монтажом, позволяющим широкое применение промышленных роботов. Это городское строительство жилого массива, административных построек на предприятиях.

С другой стороны, возведение коттеджей небольших зданий при помощи трёхмерной печати — с практически полной автоматизацией процесса. Сейчас это всё существует на уровне прототипов и ему есть куда расти.

Опять же, внешние отделочные работы с применением трёхмерной печати позволяют дешево разнообразить вид зданий. Возможна мода на то, что я бы назвал «процедурным ампиром» — сложные декорации, сгенерированные алгоритмически и распечатанные «в бетоне». Внедрение красителей в процессе печати.

Картинка с синими стеклами сделана исключительно в угоду красоте и эффектности. В реальности купола будут куда менее яркими и эффектными.

Ну и все проблемы, которые вы резонно привели лекго решаются уже сейчас даже при помощи кустарных технологий доступных самому мелкому частнику.
http://forum.domesworld.ru/viewforum.php?f=9&sid=6d687cf413128c61870a01141d984282


Энергетика:

Что с быстрыми нейтронами (замкнутым циклом) и жидкостными реакторами?

Электроника и робототехника

Военные некоторых стран полностью перешли на беспилотную авиацию. Появляются и наземные боевые дроны. – Тупиковое направление – невозможно обеспечить надежную связь с дроном в условиях противодействия противника. Возможно появление автоматических боевых комплексов (см. например «Панцирь») – комплекс разноплановых боевых машин с распределенным узлом управления в качестве оборонительной позиции.

Медицина

Генетическая модификация: дети у самых богатых людей могут быть здоровее, сильнее и красивее, чем у средних плебеев. – что вообще с ген. программированием – с.х. животные, любимые светящиеся синебрюхие мангустокролики и т.п. ?

Космонавтика

ТЯ реактивный двигатель это конструкция в сотни тонн (ближе к тысяче) – на межпланетке применять его смысла нет.

P.S. Дирижабли и купала имеют много альтернатив – тут скорее интересы производителей будут играть роль, а не эффективность.

>> что вообще с ген. программированием – с.х. животные, любимые светящиеся синебрюхие мангустокролики и т.п. ?

Мангустокролики — нет, а вот сельскохозяйственные животные с новыми качествами вполне возможны.

>> Что с быстрыми нейтронами (замкнутым циклом) и жидкостными реакторами?

Давайте ссылок, пригодятся.

>> Появляются и наземные боевые дроны. – Тупиковое направление – невозможно обеспечить надежную связь с дроном в условиях противодействия противника.

Этак вы и беспилотники тупиковым направлением обзовёте. К тому же, есть все шансы научиться работать и офлайн: задаём цели и отдаём команду "поразить", а дальше система работает сама, без дополнительного контроля. Кой-какие наработки уже есть.


>> ТЯ реактивный двигатель это конструкция в сотни тонн

Если монтировать на орбите, то не так уж и невероятно. Плюс, опять же, на поверхность он может и не возвращаться, курсируя между Землёй и Марсом.

?

Log in

No account? Create an account