October 24th, 2020

«Возвращение к звёздам»: обзор от СССР-2061

moon_trnsport (2).png

Пару недель назад мне прислали повесть «Возвращение к звёздам» Константина Лопухова. Ту самую, в которой XXII век, возрождённый СССР и первая пионерская экспедиция на Луну.

Я открывал её с тяжёлым сердцем: мне успели нашептать, что автор за каким-то бесом натолкал в текст плонетян, экстрасенсорики, да и вообще писать не умеет. Но мы с Арчи всякого навидались (даже методичку делали, по типовым ошибкам наших авторов) — короче, не испугались, а начали читать.

И вы знаете — проблем у повести дофига, от правописания до тех самых плонетян, экстрасенсорики и нескольких непроработанных персонажей второго плана. Корректор, литредактор и скрипт-доктор автору бы явно не помешали. Но при этом... я всё равно читал её не отрываясь, а через пару глав поймал себя на мысли, что читаю не по обязаловке, а по фану. Потому что получилось на удивление круто.

Чем же автор меня подкупил? Ну, давайте прикинем...

Для начала, там есть светлое будущее. И не альтернативная реальность типа «ах, если бы не Горбачёв», не фантасмагорические грёзы в духе «Бесконечного лета» — а именно, мать его, будущее. Развившееся из нашего настоящего, причём болезненно и небескровно. Светлое и насквозь социалистическое, всё как мы любим. Но при этом ни разу не идеальная страна эльфов: молочными реками в кисельных берегах там не пахнет, трудностей и проблем полно, и это правильно.

К тому же, эта повесть ориентирована на школьников от 13. На младших тинэйджеров. Для них у нас вообще мало что пишут (ну, кроме попсовых фанфиков категории [R]) — а тут такая вкуснота! И читается исключительно бодро, как и положено подростковой литературе. Блин, да как этот чёртов автор такого добился?

А очень просто: у него герои всегда что-то делают. Они не просто путешествуют по миру, толкая телеги про политику — они в этом мире натурально живут и активно с этим миром взаимодействуют. То они попадают в попадалово в парке аттракционов (на эпизоде с баллоном я хлопал стоя!), то варят плов (это целая процедура, и не столько кулинарии, сколько социализации!) — ну и, соответственно, готовятся к космическому полёту, отправляются на Луну, работают там — а потом аварийно сворачивают экспедицию, консервируют оборудование и возвращаются домой. А между делом собирают такую кучу всяких приключений, что я только пот утирал.

И, что особенно офигенно, герои у автора не просто делают свою работу, аки клеточки в штатном расписании, но и раскрывают в процессе свою личность. Иногда через диалоги, а иногда чисто по деталям поведения, как уж получится. А ещё окружающий мир на них тоже влияет. Например, они с него испытывают всякие эмоции: от страха и стыда до терзаний первой любви, в зависимости от оперативной обстановки. Короче, герои получились живые. А такого нынче — днём с огнём не сыскать.

А ведь кроме основного сюжета (про полёт на Луну) в повести постоянно идут всякие интриги, скандалы и расследования! От дрязг девочки-пионерки со своей полоумной яжематерью — и до тайных встреч американского олигарха с американским же президентом. А ещё в тексте есть продажные SJW-журналисты, сотрудники КГБ, чиновники от образования, промотавшиеся плейбои — и много кто ещё. Короче, скучать не приходится.

Всех наших читателей просим повесть зачитать и написать автору пару слов в его АТ: что понравилось, что не понравилось и всё такое. Обратная связь с читателями — это для современного автора важно.

Читать тут, комменты писать туда же, перепосты приветствуются = )

Ну и пара слов автору лично от меня.

1) Константину — тройной респект. Первый респект — что решился писать про светлое будущее. Это требует изрядного мужества, а иногда и просто стальных яиц. Второй респект — что решился на вылазку в подростковую литературу. Многие снобы её презирают, и именно из-за них там сплошная попса. А третий — что так ловко справился с такой нехилой задачей. Жму руку. Три раза.

2) Вы начали копать очень правильное направление. Это дело стоит развивать. Если будете писать в подобном сеттинге и если будет нужен бесплатный скрипт-доктор, то смело обращайтесь, опыт такой у нас есть.

Если будете дорабатывать повесть (а она стоит того, чтобы её дорабатывать) — тем более обращайтесь. Подскажем, поможем. Некоторые вещи там можно сделать реалистичнее, жёстче и злее, не потеряв при этом в бодрости духа ни на копейку.

3) И да, дружеский совет. Если будете дорабатывать повесть, то попробуйте выбросить плонетян и экстрасенсорику: они всё равно у вас особой роли не играют, смотрятся как седло на корове, да и вообще на фиг не нужны: сюжет и без них хорошо раскручивается.

Короче, автору — удачи. И попутного ветра!