...с уважением, ваш Капитан. (kpt_flint) wrote in ru_2061,
...с уважением, ваш Капитан.
kpt_flint
ru_2061

Category:

12.2: О коммерческой рекламе в светлом будущем




В прошлом посте мы начали говорить о рекламе в светлом будущем. Кое-кто выпал на адскую измену от самого факта, что в светлом будущем будет реклама. Значит, точно есть, что обсудить, и сегодня поговорим предметно о коммерческой рекламе.

Собственно сейчас, в 2020 году, человек подвергается просто запредельной рекламной нагрузке. Стоит ему проснуться и разлепить хоть один глаз, как ему туда насуют полную панамку рекламных сообщений, которые ему на фиг не нужны. При этом, когда ему в самом деле понадобится что-то купить, то полезных (и правдивых!) сведений о товарах зачастую не сыщешь. Почему так? Ежу понятно, почему: современная коммерческая реклама работает в интересах бизнеса и заточена на то, чтобы впарить товар любой ценой. А что будет, если в стране социализм, и реклама служит массам людей, а не массам денег?


Снизить рекламную нагрузку
Тут принцип простой: пока человек сам не попросит, рекламы он получать не должен. Или, по крайней мере, чем меньше будет непрошенной рекламы, тем нам лучше: нам и так есть чем занять наши глаза, уши и мозги.

Какие-то вещи будут запрещены законодательно (например, рекламные листовки в почтовых ящиках, сайты с необрезаемой рекламой или видеоролики с непроматываемой рекламной интеграцией).

Какие-то вещи будут сильно ограничены (например, размеры вывесок и баннеров на городских улицах. Можно, кстати, и сами рекламные бюджеты ограничить: не более стольки-то процентов от среднегодовых продаж по каждой группе товаров — и точка. Если делать это правильно и жёстко контролировать, то навязчивой рекламы точно поубавится.

А по многим вещам решения примут сами люди: те, кого это непосредственно касается. Для этого и нужна прямая демократия. Например, жители Тюмени должны получить возможность собраться на специальной площадке в интернете, проголосовать — и порешить, что баннер «Вкусные пончики в 500 метрах» на их любимом Велижанском тракте можно оставить (ну, если пончики и правда вкусные), а вот остальные 50 билбордов надо снести к чёртовой матери, чтобы не отвлекали от вождения. На этом большинство рекламы и закончится. И — поверьте старику — туда ей и дорога.

Уйти от эмоций
Современная коммерческая реклама вся построена на эмоциях. Например, на страхе: «У тебя есть только два дня, чтобы успеть купить уникальный курс рисования со скидкой!». Или на старой доброй гордыне: типа, ты не такой, как всё остальное le bydleau, поэтому покупай строго товары премиум-сектора, а не фигню из FixPrice! Или на старом добром инстинкте размножения: купи наш мотоцикл, и все няшки тебе отдадутся! Или на других подобных штуках, несть им числа.

У нас любят кричать о нарушениях прав человека — так вот, по нашему мнению, такая реклама всерьёз нарушает права человека. Каким образом? Судите сами. Возьмём даже насквозь либеральную Декларацию Прав Человека — и вчитаемся. Серьёзно, где реклама, и где право на свободу убеждений, когда вам насильно навязывают те убеждения, которые нужны заказчику? Или в 1-й статье Декларации написано: «люди наделены разумом и совестью». При этом львиная доля теории рекламы базируется на работах Скиннера о формировании условных рефлексов (свобода воли? разум? серьёзно?). Да и с «человеческим достоинством» у неё как-то не очень, верно?

Если наше будущее действительно светлое, то с такими художествами будут бороться отдельно. И фитилёк им прикрутят как следует.

Изрядную часть иностранной рекламы — вообще запретят к применению на территории СССР, причём именно в целях защиты прав человека. Например, ту рекламу, которая не просто впаривает нам свой товарец, но ещё и формирует комплекс неполноценности у своих аудиторий. Рекламу советских брендов, скорее всего, заставят принять жёсткий этический кодекс — и работать по нему. Такая реклама частично сольётся с инфографикой — ну и пускай, так даже лучше.

А кроме этого — придётся образовывать и сами массы, чтобы ими было тяжелее манипулировать. В идеале, наша система образования должна выпускать не управляемого потребителя — а расчётливую и циничную сволочь (по версии продавцов), которая очень чётко знает, что ей надо на самом деле — и как её будут обманывать. И чтобы при этом люди не считали себя принципиально непроводимыми на мякине: на каждого из нас, какими бы ушлыми мы ни были, всегда есть свои ключики.

Исторический СССР очень слабо занимался гуманитарным образованием своих граждан (иначе в час Ч они бы так не тащились по Кашпировскому и Чумаку). В будущем такой фигни быть не должно. Речь не о том, как отличить Канта от Конта или Мане от Моне, а о вещах более приземлённых.

Например, школьникам-старшеклассникам будут давать не основы православной культуры, а круто сделанный курс «базовые приёмы манипуляции сознанием» — с примерами конкретных рекламных и пропагандистских кампаний, исторических и свеженьких. Студентам — расширенную версию того же курса и много чего ещё, вроде основ социальной психологии. Плюс — создавать и продвигать специальные передачи с критическими разборами свежей рекламы!

Причём вести и консультировать те передачи должны не далёкие от жизни философы-теоретики с капустой в бороде, а действующие специалисты в области маркетинга, продаж и копирайтинга. И не только наши, но и иностранные. Да-да, и иностранные: в будущем даже в святых США можно будет найти рекламщиков, вполне разделяющих красные идейки и готовых поделиться своей кухней с красными братишками. На условиях анонимности, чтобы не вылететь с работы — почему бы и нет? Так что да, вам подробно расскажут, на кого рассчитан каждый конкретный ролик — и какие крючки в какой момент он должен в вас цеплять.


Советовать, а не впаривать

Ну хорошо, а, если человек сам захочет что-то купить? Как он узнает, например, какой телефон ему выбрать?

Первое, что приходит на ум — это сайты с обзорами вроде классического overclockers или mobile-review, ну и ютуб-каналы с подобными же обзорчиками (какой-нибудь Стас АйКакПросто сейчас тоже довольно потирает ладошки). Заказные обзоры всё равно будут попадаться, но, в отличие от той же рекламы у обычных инстаблогеров, здесь полезной инфы о товаре всегда намного больше, чем рекламных визгов.

Почему так? А очень просто: когда очередная поп-звезда вешает в инсте заказной пост про шмотки или косметику, то она может позволить себе врать: всё равно фаны любят её не за это, а за то, какая она красивая. А вот профессиональный обзорщик чётко знает: зрители к нему ходят именно за честными и понятными обзорами — и только за ними. Как только зрители усомнятся в его честности — пиши пропало.

И государство тоже может (и должно!) развивать это явление. Можно мутить ютуб-передачи типа «Разрушители брендов»: например, наладить сотрудничество с институтскими лабораториями и делать химический анализ всякой косметики — и топовой, и дешёвой — с тем, чтобы обнародовать результаты. Поверьте, нас ждёт много чудных открытий, когда раскрученный бренд премиум-класса отличается от дешёвой фигни с Алика лишь этикеткой и ценой. Стоит это копейки, а пользу даст великую, и просмотры будут просто заоблачные. Ну а если кому из зрителей понадобятся новые стулья взамен прогоревших под их седалищами — тут уж ничего не поделать. А это ведь мы ещё общепита не коснулись, там вообще будет мясо.

А ещё эти передачи будут внимательно смотреть в контрольных органах, вплоть до прокуратуры. И в профильных министерствах тоже будут. В старом СССР репортажи в центральных газетах часто становились поводом к служебным расследованиям — будет такое и тут. В чём-то будет даже жёстче, потому как интернет позволяет работать оперативнее: сегодня ваш человек прошёлся по колбасным отделам — а через пять дней директор мясокомбината уже сидит под следствием, и его сотрудники дают показания против него: деньги деньгами, но свобода им тоже дорога...

А второе, что придёт на смену классической рекламе — это системы поддержки принятия решений, они же decision support systems или DSS. Прототипы таких систем уже давно существуют — это, например, «Яндекс.Маркет», где вы можете вбить в поиск параметры товара (например, монитор с разрешением 1920x1200) — и вам выведут все подходящие мониторы от всех производителей по всем магазинам, чтобы вы смогли сравнить их цены и основные характеристики (ну и почитать отзывы от тех, кто уже покупал такое до вас).

Это будет развиваться и дальше. Более того, если подходить к делу с государственными, а не с корпоративными масштабами, то открываются просто мощнейшие перспективы. Например, вы хотите купить автомобиль, а вам не просто рассчитывают стоимость владения (налоги, страховка, среднее падение стоимости через три года, средний расход бензина) — но и показывают, какие для этой модели самые частые поломки, взяв их из статистики обращений в государственную сеть автосервисов.

А вот что касается отзывов, то тут нам скажут: эй-эй, но ведь на нынешнем «Яндекс.Маркете» всё больше и больше накруток? Сейчас накрутчики даже не скрываются: вбей в поиск запрос «накрутка отзывов», и ты найдёшь сотни контор, которые накрутят что угодно, причём подчас за сущие копейки!

А вот с этим можно и нужно бороться. Например, за накрутку отзывов можно судить и сажать как за мошенничество. Конфискация имущества и другие прелести — по вкусу. На этом большинство накрутчиков и закончится. А до кого не получится добраться (например, если они живут не в России, а где-нибудь, откуда выдачи нет) — то можно устроить им весёлую жизнь и другими способами.

А ещё можно зайти и с другой стороны: например, заставлять пользователей, чтобы оставлять отзывы, привязывать аккаунт к паспорту (как это уже делает PayPal), а за продажу аккунта подвергать граждан анальным карам. Тогда накрутчику будет намного труднее купить бот-аккаунты, особенно проживая за границей.

А ведь можно гнобить не только продавцов накрутки, но и её заказчиков: например, открыть с десяток подставных сайтов накрутчиков — и начать отслеживать, кто из поставщиков товара к ним обращается. Такое предприятие можно просто оштрафовать, можно внести в чёрный список — и сообщать об этом всем его покупателям, которые заходят на нашу DSS, можно вообще закрыть — а тех людей, которые в этом замажутся, можно тоже отдавать под суд за то же самое мошенничество.

В конце концов, если за вами стоит государство, и если это государство работает на интересы народа, а не на интересы денег, то уж с этим-то оно справится ; )


Реклама мест работы

Если будущее действительно светлое, то это значит, что в стране развивается промышленность, и людей банально не хватает. Вакансий будет больше, чем кандидатов. Будьте уверены: в такой обстановке предприятия будут драться за кадры врукопашную. А это значит, что HR-реклама получит огромное развитие.

Экскурсии для школоты? Ещё как! Стажировки для студентов постарше? Всяко. Туры для блогеров с репортажами не хуже, чем у «Дискавери»? Обязательно!

А самые крупные организации (например, советская армия или милиция) будут делать и покруче, создавая себе образ на многие годы вперёд! К ситуации, когда армия предоставляет киноделам новейшую технику, чтобы снять её в боевиках, все уже привыкли, но будет и масса другого.

Например, когда начинающие игроделы ещё только объявляют, что хотят запилить полицейский квест-процедурник в стиле неонуара — а МВД уже готово помочь им деньгами, консультациями — и даже подборкой самых вкусных уголовных дел из своего архива. Или когда МинАвиаПром по-тихому спонсирует чёрную комедию о мальчике-ботане, воспитанном в однополой семье (мамой и бабушкой) и попавшем в команду суровых мужчин на авиаремонтном заводе — а подтекстом там идёт: «Хей, вы только зацените, какие крутые парни у нас работают, все как один!».


P.S. В следующем посте — расскажем про рекламу социальную и политическую. Там тоже есть о чём поговорить. Оставайтесь с нами ; )
Tags: светлое_будущее_изнутри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments