archy13 wrote in ru_2061

Category:

Интервью с Алексеем Яковлевым aka KypcaHT.

 На вопросы наших подписчиков ответил Алексей Яковлев aka KypcaHT.

© Snegovski
© Snegovski

Ну что ж... попробую отвечать честно и не пытаться казаться умнее чем есть. А ещё предупреждаю: будет много капитанства.

В плане труда и взглядов на жизнь я куда ближе к ремесленнику, который делает табуретки, нежели к «классическому» взгляду на художников. Я делаю их хорошо, делаю давно, кое-что знаю о них и можно даже сказать, что делаю их «с душой», если понимать под этим вкладывание определенных смыслов и идей в свои работы. Но я не заморачиваюсь за высокие предназначения, не ищу себя в искусстве и вот это все. Я делаю товар. Оказываю услуги, основываясь на своем опыте, знаниях и навыках. Этот товар я, в большинстве своем, делаю ради денег. Ну и еще потому, что я люблю делать эти «табуретки», я в этом развиваюсь и реализуюсь, и мне это интересно. Но как что-то общественно значимое и важное я свой труд не превозношу, хотя мои услуги очевидно востребованы.

Политическое/ философское

В. Испытываете ли вы симпатию к коммунистической идеологии?

О. Ну, меня условно можно назвать социалистом, и симпатию к этому варианту развитию общества я определенно испытываю. Почему условно? Да потому, что знаний пока кот наплакал.

То есть общие принципы и идеи я понимаю, и мне они нравятся. Я вижу, каким образом стремление к сиюминутной выгоде губит множество направлений нашей жизни. Как закрываются многие производства, а зарплаты урезаются: образование у меня металлургическое, и я много чего уже понаслушался из жизни тех, кто пошел по специальности. Как оптимизация медицины, причём, надо признать весьма эффективная (злободневненько, да), привела к тому, что не было запаса мощностей для пандемии. Таких примеров множество, куда ни плюнь. Причём капитализм реально неплохо работает в рамках краткосрочных стратегий, и на этом коротком рывке может конкурентно задавить многих, но, на мой дилетантский взгляд, в долгосрочном периоде (несколько поколений) проигрывает другим вариантам.

И нет, я не симпатизирую коммунизму только потому, что раньше трава была зеленее. Я не жил тогда, а отец один из первых ударился в бизнес, так что от него «ностальгии» тоже не нахватался. Я и сейчас неплохо устроился, и детей своих устрою, благо мозгов, расчёта и трудолюбия хватит. Но если брать более широкие рамки, долгосрочную стратегию — капитализм тупо менее выгоден всем людям, кроме той доли процента, что на самой верхушке. Но это, естественно чисто мой взгляд. Чтобы активно топить и пропагандировать — мне еще учиться и учиться. А то спросят меня, как некоторые товарищи ниже, про троцкизм, ленинизм и т.д. — а я ни бе, ни ме, ни кукареку.

В. Как Вы относитесь к коммунизму, нац. большевизму, анархо-коммунизму, штрассеризму, сталинизму, марксизму, ленинизму, троцкизму, социализму, маосизму, чучхеизму, троцкизму, христианскому коммунизму?

Мои знания о различных видах социализма пока краааайне поверхностны. Так что ничего особого на этот счет не скажу. Так и запишите: дилетант полнейший, дуб дубом.

В.Что общего между этими тремя картинками?)))

О. В душе не чаю. Подозреваю, что все это связано с коммунизмом. А ледорубом вроде Троцкого убили? Или нет, честно говоря, без разницы.

В. Что для вас культура? Искусство? Человек!

Я, честно говоря, над такими вопросами особо-то и не задумываюсь. Так как такое определение не сильно помогает в целеполагании и составлении планов. Культура —это, наверное, совокупность того, что люди успели напридумывать разного интересного, и даже науку в этом плане сложно отделить от культуры в целом. Тут тебе и художественная культура разная, и ремесленная, и культура общения (тоже ведь продукт долгого развития и порой даже осознанной работы).

Искусство... А хрен его знает. Для меня это способ передачи мысли, идей и настроений через различные приемы и способы. В этом плане даже простенький боевичок или дешевый любовный роман — искусство. И игры тоже искусство. Но тогда возникают вопросы насчет градаций, типа какое искусство круче, и вот тут уже разговор долгий, разноплановый и для меня совершенно бессмысленный. Мне куда важнее понять, как лучше воздействовать на зрителя, какие бывают интересные приемы художественной выразительности, неизбитые сюжетный ходы и вот это всё, а не градации, кто там круче и духовнее. Поэтому то, чем я занимаю, а также кино, компьютерные игры и прочее, я предпочитаю называть художественным ремеслом. Вот тогда всё понятно, что там и зачем. Это и про заработок денег ясно, и про основные цели (максимально вкусно передать эмоции, сюжет и идеи), и про все такое прочее. Да, и так будут меньше обижаться те, кого коробит, что произведения Достоевского могут быть в одной дефиниции «искусство» с какой-то там игрулькой journey. А так все ясно: игры — к художественному ремеслу. И не париться.

Если же хочется великих целей… Лучшее, что может делать в таком случае художественное ремесло — транслировать и пропагандировать нужные идеи. Чем, на мой взгляд, и занималось всю историю человечества, а не абстрактным «возвеличиванием человека».

Что такое человек? Человек — это биологический вид, со своими особенностями и нюансами. Вроде как разумный, хотя менее разумный чем сам считает, спасибо биохимии мозга и всяким когнитивным хитростям. Очень социальный, прям до безумия социальный. Выживший и захвативший всю планету, благодаря развившейся способности к коммуникации + некой разумности и способности к анализу и творчеству (придумыванию нового). Остальное уже нюансы.

Творческое

В. Есть ли какие-то особые обучающие материалы, которые вам понравились в процессе обучения, сильно помогали? Может запомнился какой-то видеоурок или книга.

Хм... Не думаю, что что-то прям отдельное смогу выделить. Обучающие материалы во многом схожи, и говорят об одном и том же, но разными словами. Поэтому читать и смотреть можно и нужно разное, уж с десятого-то раза, сказанное другими словами и пережеванное по-новому должно хоть немного дойти. Ну или как у меня, с пятнадцатого : )

В. Всегда ли вы с любовью относитесь к своим персонажам? Смогли бы вы с той же детальностью и старательностью подойти к рисунку вам неприятного человека?

Да, если рисую персонажей, то стараюсь найти свой интерес в них. Чем они мне могут быть интересны, чем нравиться или не нравиться. Я могу не одобрять тех или иных персонажей с моральной точки зрения, но интерес и понимание должно быть. Портреты реальных людей не рисую, так что с проблемой рисования неприятного мне человека я и не столкнусь.

В.На кого стоит подписаться из современных художников?

Смотря зачем. Я обычно либо ищу конкретные референсы по стилистике, деталям и т.д. — либо же свободно перебираю разные варианты в поисках новых приемов выразительности, новых идей. Вот недавно узнал направление «арт-брют», планирую покопаться в нём, есть там интересные приемчики. А на современный / несовременный я не делю. У меня к другим художникам сугубо корыстный интерес: а чего у них там интересного есть подсмотреть. Ну либо повдохновляться, но по сути близко.

В. Что Вы хотите создать «нетленного» и что мешает?

«Нетленок» в планах нет. Все тленно в этом мире, особенно простые продукты ремесленного труда. А так... Ну точно хочется сделать когда-нибудь свою игру. А еще придумать какой-нибудь мир/сеттинг и наделать по нему иллюстраций всяких, может быть коротких анимационных роликов. Этому мешает то, что кроме этого еще куча других дел, которыми занимаюсь и они мне интересны. Сейчас под утрясу некоторые жизненные направления и вернусь к обдумыванию сеттинга.

В. Ваши любимые техники? Какие в планах?

Сейчас все сильнее увлекаюсь 3D и способами его применения для концептов. В том числе как сделать так, чтобы 3D выглядело как достаточно живописный рисунок, а еще как бы это анимировать. А вообще люблю просто изучать новое, слишком всеяден, что можно рассматривать как в плюс, так и в минус. Универсальный человек все делает средненько ). Но ничего не попишешь, шило в жопе толкает на новые поприща. В планах вот еще поднарастить навыки в интерфейсах, раз уж ими занимаю половину карьеры, изучить простенькие анимации, да продолжить копаться в игровых движках и простеньком кодинге.

В. Как пришел к теме футуризма?

Ну прямо в футуризме то я особо и не рисую. Но люблю и различные sci-fi штуки порисовать, и сочетание этники и технологий замутить. Тут видать сказывается что родители были инженерами, и в принципе у всей семьи, включая двух моих братьев высшее техническое. И когда ты с детства окружен всякими железяками и электроникой — это сказывается. Кладовка для меня вообще была страной чудес, которая хранила неведомые артефакты, наверняка магические. Все эти осциллографы, катушки, транзисторы виделись юным мозгом как нечто трансцендентное и крутое.

В. Когда начали рисовать? Где и как этому учились?

Ну, в принципе, как-то рисовал с детства, понемногу. Но вот прям учиться рисовать, читать всякие уроки и книжки начал примерно с 9-го класса. В художку не ходил (не было денег на это), в художественный вуз не поступил (не было навыков достаточных на тот момент). Так и проучился на инженера, рисуя на лекциях и сносно сдавая сессии. А когда пришла пора искать работу - практически случайно попал в геймдев. Прощай хобби, здравствуй интересная работа.

В. Ваше отношение к гиперреалистам?

О. Нейтральное. Лично мне это направление не сильно интересно, так как интересные приемы художественной выразительности там ограничены обычно ровно теми же, что и у фотографии. Композиция, свет, нарратив и т.д. А если не видно разницы, то зачем мне смотреть гиперреализм если я могу смотреть фотографии?

В. А копировать в другой технике — это, по-Вашему, хорошо или бестолковое занятие ?

Копирование, в принципе, полезное занятие, только если знаешь, какой навык ты хочешь отработать. Глазомер, умение видеть цвет, стилизацию, композиционный анализ. Опять же все эти штудии стоит подкреплять еще и изучением теоретического материала, чтобы теорию отследить в практических образцах и на этих примерах видеть ее применение. Прочел про композиционные приемы и айда делать быстрые копии с фоток или чужих работ + искать в них эти самые приемы.

Рабочее

В. Как расшоривать заказчиков?

О. Боюсь спросить: а зачем? Ну то есть человек ко мне пришел за услугой, причем вполне конкретной. Он не какую-то великую мудрость постигать пришел. Я делаю свое дело. По ходу работы и обсуждений могу предложить свои варианты и идеи, если посчитаю, что они помогут сделать результат лучше. Но, в целом, настаивать прям сильно не буду. Если не понравится с таким человеком работать, то больше не буду. Спросит заказчик моё мнение (если вдруг решит, что я что-то в этом плане могу подсказать🙂 ) — отвечу. А учить уму-разуму —точно не моя задача.

В. Как заранее распознавать заказчиков живущих в своём, уютном для них, мире ? Их основные типы (фюреры, баре, понтярщики, кайфоломы, любимые художники своей Бабушки, халявщики, просто от природы вредные, временные вымогатели, любители выбирать 1 работу из галереи, "эффективные менеджеры", "юристы", "буридановы ослы", позвоночные, ...) ?

О. Ох, ни хрена ж себе, сколько их бывает, оказывается... Не, мне как-то всегда везло на заказчиков. Один раз только какие-то весёлые ребята заранее пытались договориться не на твердые деньги, а на проценты с бизнеса, но это даже не считается за проблемных. В остальном старался всегда нарабатывать долгосрочные отношения с заказчиками (если нравилось с ними работать). Ну там лишний вариантик подкинешь (путем переделки эскиза за 5 минут) или доп. материалы выдашь по окончании. Общаешься дружелюбно и спокойно, не осуждаешь его идеи, а мягко (но с уважением) предлагаешь как его супер-пупер-идею можно было бы сделать еще лучше. Короче, прикармливаешь. В итоге заказчик получает арт стабильного качества за нормальную цену, я тренируюсь делать его арт раза в два быстрее (считай, конвейер) за старую цену, все счастливы. А проблемных обычно сразу видно. Панибратство, попытка торговаться (моя жадность не позволяет мне торговаться), попытки эмоционального давления. Благо когда брал заказы (сейчас не беру), у меня их было достаточно, чтоб сразу отказывать при подозрении на проблемность.

В. Где и над чем сейчас работаете?

Сейчас в основном работаю с Moon Studios. Недавно выпустили Ori and the Will of the Wisps. И сейчас работаем над неким ARPG-проектом (кроме жанра всё под строгим NDA).

В.Какие проекты нравились, какие нет?

Да практически все проекты, над которыми я работал, мне нравились, как минимум поначалу. Иногда так бывало, что принималось решение, которое сильно меняло ощущение проекта, и тогда над такими проектами дорабатывал уже чисто как над рабочей задачей, уже без какого-то прям огонька, но и не «на отъебись». Просто уже меньше вкладываясь в плане предложений и идей. Но даже так бывало не всегда. Тот же Maguss любил до самого окончания финансирования. А потом пришлось искать другие проекты, ибо надо кормить семью и всё такое.

В. Про заработки художников ходит куча небылиц: одни неумные парни говорят, что художники последний болт без масла доедают, другие — что в роскоши купаются. Собственно, вопрос: сколько сейчас примерно зарабатывают художники? Можно без подробностей, хотя бы примерные расценки ; )

Ну, последний хрен без соли обычно доедают лишь начинающие художники, так как обычно либо не хватает навыков, либо умения назначать цены и искать выгодные ниши в рынке. Насчет расценок... Ну, скажу по Москве, так как тут больше всего друзей и знакомых в этой сфере. В среднем же ЗП у художников идет от 60-80 тысяч для начинающих, либо в небольших фирмах, которые еще не встали прочно на ноги. Художники среднего уровня получают 110-160 тыс (средний уровень это широкое понятие). Выше этого, и выше 200 тыс. получают уже лиды, артдиры итд. Но это уже область хоть и смежная с рисованием, но редкая и вообще больше административная.

По западным фирмам у меня информации меньше. Слышал что потолок для фрилансеров и удалёнщиков колок 4-5.5 тысяч баксов в месяц. Но за достоверность этих цифр не ручаюсь. Резиденты нужных стран получают выше, но там и цена жизни, налоги и т.д., соответственно, выше.

Для кого-то эти цены покажутся излишне кучерявыми. Поясняю и успокаиваю. Во первых, потихоньку нарастает конкуренция, так как доходной эта профессия стала относительно недавно. К тому же с появлением новых технологий (нейросети, библиотеки фотограмметрических ассетов и т.д.) часть людей будет выпадать из профессии. Так что не волнуйтесь, при первой же возможности рыночек порешает многих, даже среди самых трудолюбивых и проактивных. И еще больше — среди просто «средних». Зачем платить много и куче художников, если будет возможность платить немного и небольшому их числу?

В. Коль скоро курс рубля просел, а евры с баксами нет, то сложно ли найти себе иностранных нанимателей?

Нет, не сложно. Пихайте свои работы на все сайты, которые найдете. Артстейшен, девиант, пиксив итд. Работайте над качеством и внятностью портфолио. Ищите разные ниши в рынке и пробуйте их. Для общения достаточно гугл транслейта зачастую. Хотя изучить английский я бы всё же строго рекомендовал, в первую очередь, правда, для поиска информации.

Прочее.

В. Чего смотришь на Ютубчике? Какие годные блогеры есть?

Много смотрю игровых новостей и обзоров. Фанат геймдева, чего поделаешь. Stopgame, 4game, Алексей Макаренков, DTF. Из научпопа периодически поглядываю redroom и иногда trash smash. Люблю послушать видео эссе на тему кинематографа - ...and action, movie science. По урбанистике клёво рассказывает yelbyaev. Из социалистов, да просто новости послушать - Сёмин, Вестник Бури. По доказательной психологии, в т.ч. когнитивной - Павел Зыгмантович. По Блендеру часто смотрю что нового выходит на официальном канале blender, а также Blender Guru, Gleb Alexandrov, IanHubert.

В. Ну и, да как натолкнулся на СССР-2061 (по-моему, кто-то в Facebook'е спрашивал)?

Уж и не вспомню... То ли у Кузьмичева давным-давно в блоге видел и тогда принял участие... То ли друг зазвал поучаствовать в конкурсе. То ли через интерес к социализму как-то наткнулся... Одни догадки, память подводит.

В.У Вас зрение 100% ?

О. Нет, около -1.5, близорукость. Наследственное.

В. Цветовые тесты и утром и вечером проходите без проблем ?

О. Вообще их не делаю, но вроде не дальтоник ).

В.Если делаете калибровку монитора - как часто ?

О. Вообще не делаю. Использую обычные моники с ips матрицей. Яж с печатью не работаю, мне можно ).

В.Какой у Вас " станочный парк" ? Что стараетесь иметь "про запас" ?

i7 9700f, rtx 2070, 32 gb ddr4 3200mhz. Ну, такой спокойный вариант, чтобы и поиграть, и интерфейсы на тысячи слоев рисовать, и в трёхмерке покопаться.

В.В какие часы Вы максимально плодотворны ?

В принципе в любые, когда выспался, сыт, доволен жизнью и не отвлекаюсь на всякие житейские проблемы. А ещё когда понимаю что я делаю, зачем и как это лучше сделать. А вот уже для этого я применяю планирование, анализ и постоянное обучение.

В. Если нет крайней необходимости и не накрыл «потный вал вдохновения» ©, максимально сколько часов подряд стоит рисовать, с каким перерывом до следующего раза?

Думаю, это у каждого индивидуально. Но в общем думаю, что каждый час стоит делать небольшой перерыв точно —и не нарушать режим сна.

В. Нам нужен художник для плакатов к 60-летнему юбилею полёта Гагарина в 2021 году. Можете помочь?

Нет, сейчас заказы я не беру.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.