...с уважением, ваш Капитан. (kpt_flint) wrote in ru_2061,
...с уважением, ваш Капитан.
kpt_flint
ru_2061

Categories:

9: Светлое будущее: Медиасфера



Держите новую заметку, на сей раз — про медиасферу светлого будущего.

Но пока не начали про будущее, пару слов о том, как обстоят дела здесь и сейчас.

А что есть сейчас?
Прежде всего, сейчас не 1950-е, когда вы могли перекрыть физические границы страны и создать себе совершенно стерильную медиасферу.

И даже не 1990-е, когда вам достаточно было захватить телецентры, чтобы сразу получить подавляющее превосходство в медийном весе.

Сейчас на сцену вышел интернет, и источников там — море. И любой житель страны может посмотреть всё, что ему угодно. Включая и то, что не угодно вам. И устроить там полноценную цензуру вы не сможете при всём желании. И серебряных пуль — федеральных телеканалов — у вас уже не будет, а в будущем не будет и подавно.

Большая часть источников — социализму не повредит

Ну, серьёзно, чем вам повредит какой-нибудь летсплеер, который рубится в «Европу-4»? Или какой-нибудь обзорщик компьютерного железа? Или какой-нибудь габбер Вася, который и сам хакку пляшет, и вас тому научит? Как по мне, ничем не повредит.

А что повредит?
Положим, есть явно политизированные блогеры, с которыми всё понятно. Дудей и познеров легко можно нейтрализовать (особенно если внутри страны их некому будет финансировать).

Есть типа-художественный контент вроде бака-сериала «Чернобыль» от HBO, где под слоем художественного материала — мощный заряд политики. Чаще всего продюсеры даже не диктуют политический заказ режиссёрам: они просто берут в режиссёры тех, кто и сам видит мир нужным образом. С этим тоже можно справляться.

А есть ещё целая куча формально аполитичных источников, которые продвигают ценности, для социализма вредные. В частности, есть куча глянцевых инстаграмов, которые транслируют не только рекламу, но и очень конкретный набор взглядов и ценностей. А именно — воинствующее потребительство. У тех, кто на это подсел, в голове замешивается адский коктейль из комплекса неполноценности и острого чувства неправедности бытия. Которые бытие, хоть тресни, никак не может достичь сияющих идеалов. И результаты это даёт самые плачевные.

Помните перестроечные видеосалоны? Помните, как мальчики 1980-х смотрели там голливудские фильмы категории Б? Они видели там бахатые тачки, щикарные костюмы, большие дома с открытыми бассейнами и кучу всего другого. Видели — и очень впечатлились. Многие из тех мальчиков потом стали бандитами и сложили головы за своё счастье, да и сами кучу народу перед тем замочили. Что смотрели девочки — не копал, но «Красотка» вышла году в 1990-м и тоже стала гимном поколения. Современный глянец работает похожим образом.

И вот с этим справиться будет потруднее, и никакая победа здесь не будет окончательной.


Что изменится в светлом будущем?

В стране рулит прямая демократия, и медиасферы она тоже коснётся.

В госбюджете будут отдельные статьи на работу с медиасферой. В частности, отдельная статья на запуск новых шоу (и отдельная -- на развитие старых). Большая часть денег из неё распределяется голосованием зрителей. Это близко к краудфандингу, только денежки распределяются не личные, а бюджетные. Этакий Kickstarter на стероидах.

Как это будет происходить? Примерно так:
- авторы шоу подают заявку на финансирование на следующий год;
- профильная комиссия отсеивает то, что заведомо не проходит цензуру (политику цензуры утверждают сами зрители);
- шоу, прошедшие первичный отбор, получают столько, сколько им назначат зрители.

В реальности схема явно будет сложнее (например, придётся что-то делать, чтобы пара-тройка хедлайнеров не заграбастала себе пол-бюджета), но как отправная точка — сгодится.


Что отомрёт?
Говношоу в духе «Пусть говорят» с воплями и скандалами — тихо сдохнут: они и сейчас-то на Ютубе не так много собирают.

Для отечественных «вестников потреблядства» в виде гламурных инстаграмов тоже настанут чёрные дни: они существуют за счёт рекламы, а рекламный рынок для них, чисто в силу экономики, схлопнется во много раз. Заграничный глянец, правда, останутся, и какая-то часть подписки перейдёт на них.

Что будет развиваться?

Новые шоу

- Образовательные шоу? Это даже не обсуждается. Их будет дофига и разных. Сюда же входят и всякие «разрушители мифов», в том числе и те, что работают в мире брендов. Например, отдельные блогеры, пользуясь базой Института Органической Химии, наконец-то раскидают на пальцах и хроматографах, что уходовый крем от NIVEA по 30 баксов за баночку и аналогичная «Красная Москва» за 50 копеек — абсолютно одно и то же. Глядишь, труднее будет заряжать наценку за миф и бренд, а это чего-то стоит.

- Экстремальная журналистика? О да, в будущем её полюбят. Например, будут регулярно отправлять корреспондентов непосредственно в зону боевых действий, в духе нынешнего ANNA-news. Кстати, один из их приёмов (установка action-камер на бронетехнику) уже стал мировой классикой.

- Гонзо-журналистика? Обязательно! Кстати, если тенденция миниатюризации продолжится, то толковые парни будут целые фильмы писать скрытой камерой, приходя с ней вообще куда угодно — и не попалившись. Перспективы открываются просто адские, особенно для репортажей из-за границы. Например, честный и подробный репортаж о жизни горнорабочего в Демократической Республике Конго можно будет смотреть вместо фильма ужасов. Или большой репортаж из кливлендского филиала секты саентологов, вполне прокатит за черную комедию.

Агрегаторы любительского контента

Сайты вроде Пикабу, где граждане делятся байками с работы, занятными историями и просто весёлыми картинками — никуда не денутся. Почему мы приводим в пример именно Пикабу? А очень просто: там зрители голосуют за каждый пост, и именно сами зрители определяют, попадёт ли пост на главную.

Поэтому там не бывает профессиональных блогеров: набрать аудиторию, один раз завоевав её внимание, и потом скармливать ей с ладошки откровенно рекламные посты там уже не выйдет, ибо за пост просто не проголосуют.
В этом и есть сила Пикабу, и именно поэтому лента Пикабу, при всех его недостатках, человечнее и ближе к людям, чем лента большинства блог-платформ. Это как прямая демократия против представительской : P

Как там будут бороться с «дочерьми офицеров», которые будут набегать и постить фейки о том, как страшно жить в советском аду? Для начала не принимать голоса от неавторизованных аккаунтов, чтобы избежать накруток. Плюс, вероятно, введут карму для пользователей, как на Хабре: тогда сами юзеры смогут заминусовать фейкомёта навсегда.

Что делать с «вражьими голосами»?

Адресная разъяснительная работа

В XXI веке запретить что-либо смотреть уже невозможно. Можно только вести разъяснительную работу по самым одиозным источникам. Причём делать это надо весело и интересно, чтобы люди от ваших разъяснений не плевались, а смотрели и добавки просили. Такое и сейчас бывает: те же разборы BadComedian’а подчас собирали больше зрителей, чем сами говнофильмы. Поверьте старику, это здорово подрывало репутацию их создателей. Только он это делал, когда фильма уже вышла на DVD. А в будущем основную кассу будут делать онлайн-кинотеатры, где фильм будет доступен с первого дня, и тут можно ещё и киносборам повредить.

Новое советское государство таких джентельменов будет поддерживать. Где-то раскруткой помогать, где-то мосфильмовские павильоны для съёмок предоставлять, где-то напрямую гранты выделять — по ситуации. В любом случае, расходы там копеечные, а польза большая.

Но это, сами понимаете, капля в море. Что ещё может помочь?

Всеобщее гуманитарное образование

А вот это уже теплее. Заметьте, речь не о том, чтобы каждый инженер читал Вийона в подлиннике, а о более жизненных штукес.

  • Обучать граждан проверке фактов, чтобы мы распознавали явный обман.

  • Популярно рассказывать (а лучше показывать на примерах), как работает политическая и коммерческая реклама, чтобы мы реже велись на манипуляции.

  • Вырабатывать критическое мышление и приучать проверять даже те вещи, которые кажутся очевидными.Это трудно, но очень полезно в жизни. Например, понимание, что вы никогда не будете жить столь же бахато, как герои сериала “Санта-Барбара”, сэкономило бы массу нервов нашим тёткам в 1990-х.

  • Ну и, внезапно, учить историю и экономику. Например, понимание, как на самом деле развивалась Долина и как на самом деле работает капитализм, могло бы сэкономить массу нервов уже нашим дядькам.



Изменение ценностей в обществе

Любые масс-медиа хорошо работают тогда, когда соответствуют ценностям, имеющемся в обществе.

> В социуме есть определенные сиимволы успеха. В 1930-е это была, например, летчица-комсомолка с горящими глазами. Сейчас это силиконовые сиськи на яхте.
> Как только в обществе будет спрос на комсомолок — их появится в товарных количествах. И в соцсетях они будут представлены, и косить будут тоже под них.

> ©

Так вот, большая часть народа уже успела отведать прелестей капитализма (ну, а иначе откуда бы у нас взяться социалистической революции). Самое главное — не растерять этот заряд, а сделать процесс самоподдерживающимся.

С обороной понятно, а что с нападением?
Собственно, а чего это мы думаем только про оборону? В конце концов, лучшая защита — это нападение. Обратите внимание: даже старый СССР, пока не окуклился в себе, имел огромное влияние в сфере образов. Причём не только в Индии или Африке, но даже в Европе и Америке. И даже потом имел массу друзей по всему миру.

И если новый СССР будет работать правильно, то господа капиталисты в ведущих странах должны думать не о том, как задавить нас, а о том, что делать с собственным населением, которое постепенно краснеет и выходит из-под контроля.

  • Чтобы les miserables не смотрели хорошо сделанных репортажей о тёмной стороне Кремниевой Долины — и прикольных советских соревнований по боям телеуправляемых роботов.

  • Чтобы не пускали слюнки на няшных девиц, летающих на дельтапланах в профильном клубе ДОСААФа (особенно если их девок, замученных фастфудом, ни один дельтаплан не подымет).

  • Чтобы не ловили халявный совковый спутниковый инет, совсем бесплатный для всех.

  • И чтобы, упаси бог, не везли к себе тайком советские пиратские лекарства, которые у нас стоят копейки, а в США продаются по конским ценам из-за патентных ограничений.


Короче, для буржуев наступят весёлые времена = )

Ну и к вам вопрос: как вы думаете, какие шоу будут популярны в нашем светлом будущем?
Tags: светлое_будущее_изнутри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments