...с уважением, ваш Капитан. (kpt_flint) wrote in ru_2061,
...с уважением, ваш Капитан.
kpt_flint
ru_2061

Как убить свой рассказ: часть 1

how_to_kill_story.jpg

Помните, мы обещали вам поведать, за что отклоняли рассказы с литературного конкурса?
Теперь, когда страсти улеглись, самое время это сделать.

Типовых дефектов несколько, но на первом месте — его величество Публицизм.


Публицизм, или Статья вместо рассказа

Все мы учились в школе и писали сочинения. В которых описывали свой взгляд на что прикажут. Так вот, многие авторы решили вспомнить молодость и написали нам типичное школьное сочинение. Обычную статью-эссе, в которой они рассказывали, чего хотят от будущего. Типичный пример такой статьи — текст «Надежда на лучшее в нашем будущем». Спасибо, но нам всё-таки нужна художественная литература, а не утомительная публицистика.


Некоторые авторы пытались сработать тоньше. Они рассуждали так: если уж эти ваши читатели так хотят героев и сюжета — давайте быстренько сляпаем какого-нибудь героя и побыстрее дадим ему как следует высказаться. Будет ли это школьник, пишущий сочинение в школе, старик, вспоминающий молодость или кто ещё — без разницы. Лишь бы у них был повод толкнуть длинную публицистическую телегу на 80% от всего текста. И уж тут-то они опишут, как там в будущем всё стало зашибись. И расскажут всю предысторию, от Адама и до 2061 года.

Помните старую шутку про балет «Сон красноармейца Иванова»? Так вот, на нашем конкурсе она стала горькой былью!


Синдром экскурсовода

Частный случай публицизма — синдром героя-экскурсовода. Здесь авторы стараются любой ценой показать как можно больше примечательных мест (например, проехать по всем строящимся космодромам). И, конечно, рассказать как можно больше об истории их мира и о его характерных особенностях (вплоть до ставки рефинансирования Госбанка на 2048 год).

Некоторые авторы, когда такие рассказы отклоняли, спрашивали нас: «Какого чёрта отклоняете, мы же так старались вам угодить?! Сеттингу вашему вон как соответствовали: и тот аспект упомянули, и другой, и Ленину три раза поклонились!».

Клинический случай — когда один из героев действительно экскурсовод, проводящий для другого героя, иностранца, обширное турне по Советской России (с подробными рассказами, что здесь и к чему). Например, как в рассказе «СССР-2.0: Советская Империя». Сеттингу он тоже не очень соответствовал, но отклонили мы его именно за публицизм.

В слабой форме — синдром экскурсовода есть даже в «Девочке» из нашего шорт-листа. В этих путевых заметках автор из кожи вон лез, чтобы протащить девочку Софью через максимальное число примечательных мест и интересных людей. Само по себе это не страшно, только из-за нехватки сил и объёма полноценного мини-сюжета на каждой остановке не складывается. Да и сквозной сюжет (тот самый, о ловле космонавтиков), там раскрыт явно слабее, чем стоило бы.


Синдром VIP

Ещё подвид публицизма — синдром VIP. Здесь авторы тоже хотят показать жизнь в стране «как бы вообще», этаким видом с вертолёта. А кто у нас видит общие планы и глобальные процессы? Конечно же, руководство самого крупного калибра: политическое, военное и иже с ним. В звании не ниже генерал-майора. А лучше министра. А лучше сразу президента. Понятия не имею, зачем будущему СССР президент, но не суть = )

Химически чистый пример у нас тоже есть, он так и называется: «Президент».

Такие рассказы обычно получаются вымученными и неестественными. Живые герои, которые делают то, что считают нужным, заменяются картонными паяцами, которые дёргаются, когда автор тянет за верёвочку. И разевают рот, когда автору надо толкнуть ещё один платоновский монолог.

Проблема не в том, что у героев много звёздочек на погонах. Проблема в том, что средний автор понятия не имеет, как живут такие герои, и что их заботит на самом деле. А забот у них много, и все разные. Но чтобы их знать, надо серьёзно знакомиться с материалом, а это, простите, чёрная и неблагодарная работа. Та самая, которой 90% авторов боится как чёрт ладана.

И получается у них не живой человек, а плоская клеточка в штатном расписании. Которая обязана думать о судьбах отечества с 9 утра до 18 вечера — и только.

Наши братья-читатели с таких героев зевают и Станиславского цитируют. А из всех чувств испытает только чувство скуки...


Истинно вам говорю: нашим братьям-читателям не надо рассказывать, как там всё в мире устроено. Нам надо это показывать. И не через платоновские монологи, а через действия героев. Которые они выполняют не потому, что автору так надо, а потому, что так надо им. Не вам, авторам — а им, героям.
Только это и делает героев живыми.





P.S. В следующей части мы расскажем, как авторы насиловали логику обычным и противоестественным способами. Так что оставайтесь с нами!

Tags: как убить свой рассказ, литконкурс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments