Previous Entry Поделиться Next Entry
СССР-2061: Репортаж о круглом столе в честь Дня Космонавтики.
archy13 wrote in ru_2061
В день открытия нашей выставки в ДК ВДНХ прошел небольшой но круглый стол, посвященный вопросам будущего, освоения космоса и вообще.
А милейшая журналистка Екатерина написала об этом весьма годный репортаж на "СТ РФ".

«Кредиты дороже, айфоны больше»

Σ Боровикова Екатерина

ВВЦ для празднования Дня космонавтики – место символическое. Из выставки достижений он уже много лет как превратился в рынок. Монументальные павильоны с потрескавшейся штукатуркой, прочно освоенные новой жизнью, приводят на ум типичный сюжет для фантастического рассказа: высокоразвитую цивилизацию покинули её создатели и на обломках растут сорняки и пасутся дикие племена.

Тем не менее именно тут группа энтузиастов решила провести 12 апреля фестиваль «Пора в Космос». В его рамках прошёл маленький, но круглый стол «о роли научной фантастики в формировании образа будущего», на котором собрались представители трёх художественных групп: организаторы интеракториума «Марс-Терраформинг» и литературного конкурса «Яблони на Марсе» Ольга Черкашина и Виталий Егоров, создатели проекта «СССР-2061» Александр Овчаренко и Александр Воеводенко, а также один из авторов сборника «Будущее есть» Иван Соболев.

Александр_Овчаренко
Александр Овчаренко: «Хочется, чтобы в жизни было больше здравого смысла»

Будущее – есть или нет?

Главная идея, объединившая участников: будущее должно быть. Казалось бы, наступит, куда ж оно денется. Но, как объясняет Александр Овчаренко, «если внимательно посмотреть на современную культуру, то в будущем всё либо совсем плохо, либо это чуть улучшенная или ухудшенная версия настоящего. Ничего принципиально нового, никаких переворотов, никакого движения вперёд. Кредиты дороже, айфоны больше. В общем, будущего нет. Это такой тюнинг настоящего». «Поймайте любого на улице, – продолжает Александр, – не в районе “Кащенко”, желательно, и вам все скажут, что никуда мы не движемся. Горизонт планирования у человека ограничен 25 годами, потому что это максимальный срок ипотеки».

«Хочется, чтобы в жизни было больше здравого смысла, – выдвигает он свои требования к грядущему. – Есть огромное количество технологий, которые сейчас никак не реализуются, потому что они никому не выгодны. Хотя они могут просто перевернуть жизнь и сделать её легче для всех». Будущее, о котором он мечтает, – «интересное, здравое, рациональное. Оно идёт, и знает куда. У него есть вектор. Хочется, чтобы горизонт планирования был побольше и задавался не ипотекой, а чем-то более значимым». Будущее должно двигаться – согласен с предыдущим оратором Иван Соболев. Для него это «движение вперёд, к расширению возможностей человека и цивилизации, к расселению её по космическому пространству», и к другим человеческим отношениям.

Иван_Соболев
Иван Соболев: «У цивилизации не так много времени, чтобы принять решение, куда она хочет идти»

Он уверен, что без освоения космоса у Земли нет будущего. Стремление повысить уровень жизни приводит к увеличению объёмов производства и добычи сырья. «При сохранении существующих темпов во вполне обозримом будущем затраты на восстановление окружающей среды будут сравнимы с затратами на само производство и получаемой прибылью. По сути дела, при существующей общественно-экономической ситуации мотор будет работать вхолостую. А если не заботиться об окружающей среде, то при дальнейшем расширении наших производственных мощностей мы получаем глобальную экологическую катастрофу».

«У цивилизации не так много времени, чтобы принять решение, куда она хочет идти, – считает Иван. – Если человечество пройдёт точку невозврата, то встанет вопрос, будет ли оно дальше существовать. Потому что дальше либо война, либо глобальная экологическая катастрофа, либо сокращение населения и падение уровня жизни – возвращение в Средневековье, в лучшем случае – в XVII–XVIII век. Либо мы переходим к новой экономике, к новым общественным отношениям, к новой технике, выходим за пределы своей планеты. И тогда можно будет сказать, что цивилизация прошла первый исторический этап, эту точку, после которой она могла, но не погибла, доказала свою взрослость и может развиваться дальше».

Александр_Воеводин
Александр Воеводенко: «На кону или светлое будущее, или сохранение существующей общественно-экономической ситуации»

Александр Воеводенко заостряет эту мысль: «На кону или светлое будущее, или сохранение существующей общественно-экономической ситуации». Освоение космоса, по мнению его тезки Александра Овчаренко, принципиально несовместимо с имеющимися общественными отношениями: «Как безграничное пространство с безграничной энергией, ресурсами и объёмами для расселения человечества, космос переворачивает всю человеческую психологию и весь существующий строй. Сейчас всё построено на том, что у нас ресурсов мало, места мало. Мы все толкаемся локтями и кусаемся».

Главная проблема, как считает Алексей, в том, что «светлое будущее – “большое, классное и для всех” – потихоньку заменилось таким милым, вкусным, сладким, клёвым светлым будущим, но “лично для себя и себе в карман”. Как только это стало доминирующей идеологией, говорить о каком-то масштабном стратегическом развитии уже не приходится».

Научная фантастика

Ольга Черкашина видит свою роль в формировании альтернативного образа будущего так: «У людей, которые проходят через нашу базу, формируется идея, что в 2050 году мы будем на Марсе. Мы считаем, что образ будущего, который у тебя есть, начинает определять траекторию, по которой ты двигаешься». А дальше подтягиваются единомышленники и движение начинает набирать обороты. Ольга считает, что будущее за «частным космосом» и энтузиастами, государственная машина слишком неповоротлива. В числе таких энтузиастов она называет инженера Роберта Зубрина, основателя Марсианского общества, и Элона Маска, соучредителя компании SpaceX.

Ольга_Черкашина
Ольга Черкашина: «Либо мы закатываем рукава и делаем то будущее, которое мы хотим, либо мы попадаем в те тренды, которые строим не мы и не для нас»

Виталий Егоров приводит в пример фантастику XX века: «Весь ХХ век в культуре США большую роль играл Марс. В Советском Союзе до начала 80-х эту роль играла Венера. Эта фантастика и двигала теми людьми, которые отправляли туда аппараты. То же самое – про Фобос. Все экспедиции к Фобосу летели туда почему? Когда посчитали массу Фобоса, она оказалась очень лёгкой для такого куска камня. Предположили, что он внутри пустой. И в 50-х годах появился фантастический рассказ о том, что это космическая инопланетная станция. И это дало вереницу исследовательских аппаратов именно к Фобосу. То есть фантастика формировала будущее».

Виталий_Егоров
Виталий Егоров: в XX веке фантастика формировала будущее

Что делать?

«Либо мы закатываем рукава и делаем то будущее, которое мы хотим, либо мы попадаем в те тренды, которые строим не мы и не для нас», – решительно резюмирует итоги дискуссии Ольга.

Остальные участники тоже согласны дать человечеству шанс. Виталий приводит такие расчёты: «80 лет – длительность достаточно продолжительной человеческой жизни. С 1900 по 1980 год люди впервые поднялись в воздух на аппарате тяжелее воздуха и уже высадились на Луну. Рывок в будущее вполне реален в такие короткие сроки, просто что-то должно измениться: скачок производственных мощностей, изменения психологии...»

Александр Воеводенко ставит перед обществом жёсткую альтернативу: «У меня есть гипотеза, почему технологическое развитие так ускорилось, что стало возможным полететь на Луну. Дело в том, что до XIX века наука была делом энтузиастов, делом очень немногих людей. В XX веке появилось массовое образование. Говоря попросту, человечество полнее загрузило свои мозги и сразу рвануло в научно-техническом смысле вперёд. К счастью, нам ещё есть что загружать, и мы можем рвануть так же, если не сильнее. А к несчастью – если мы их не загрузим и не сделаем ставку на раскрытие творческого потенциала людей, то нас ждёт довольно мрачное антиутопическое будущее».

Марсоход в интеракториуме «Марс-Терраформинг»

Дискуссия резко контрастирует с планами Института космических исследований на ближайшие пару десятков лет. Планы эти – осторожны, реалистичны и во многом ещё только восстанавливают советские достижения. Может быть, если столкнуть эти два подхода, в споре реальности и фантастики как раз и могло бы родиться что-нибудь интересное.

Запенить на Vott


  • 1
Опечатки попались: дядю Сашу зовут всё-таки Александр Воеводенко. Не Александр Воеводин, не Алексей Воеводенко. Александр Воеводенко. Подправь, пока не растащили.

Edited at 2013-04-16 22:28 (UTC)

Очень радостно все это читать, слышать. Молодцы братцы! :)

мы тут на земле то разобраться сами с собой не можем, на кой он нам нужен этот космос? да мало того уже околоземную орбиту всю уже засрали, что бутовский лесопарк(

хотя это конечно НАМНОГО лучше, чем тупо бухать пиво у метро и смотреть нелепые американские псевдоисторические фильмы.

и кто ВАМ доктор, что ВЫ не можете сами с собой разобраться?

не, ну конечно легче спрятаться от проблем насущных в фантастические мирки, но что-то у меня вот так не выходит.

Наши "фантастические мирки" имеют вполне весомо-грубо-зримую реализацию.
А вот ВАШЕ "реалистичное нытье" в каких действиях выражается?

Свинья не мечтает и не строит планов на будущее своей цивилизации. Свинья слишком занята каждодневной бытовухой в луже под дубом.

На вопросы ширше смотреть надо.

Не сочтите за какой-то личный выпад, но:

при всём уважении никогда видимо не пойму почему "лицом выставки"
стали "Fallout2/Kursk2", автотрейсный плакатик и карадашный бухгалтер - там сотни реально великих работ особенно в первом конкурсе... а тенденция рисовать кавайных комсомольцев и яойных космонавтов вообще пугает.

впрочем конечно на вкус и цвет... все фломастеры синие.

Re: Не сочтите за какой-то личный выпад, но:

Других художников нету. Великие тварьцы современности все больше в прошлое и будущее плюют, работают строго за деньги и в подобных "фантазерских" конкурсах не участвуют. Да это и хорошо, мещан и меркантильных Кю еще не хватало!

"В нужное время, в нужном месте".

мне импонирует идея поиска подходящего экипажа для космического общежития в тяжелых условиях, где упор делается на личный профессионализм и самое главное на коллективное чувство сопричастности не то, чтобы к грандиозному эксперименту в новых условиях, но, например, подаче примера для земной жизни как можно жить вместе, работать вместе в условиях, превосходящих земные по уровню сложности многократно, дисциплина которых напрямую зависит от подчинения себя космическому порядку, где все подчинено циклам, где всему уготовлено свое место, своя задача, свои цели, в отличие от земного хаоса, где из-за свободы действий и ярой завуалированности проходящих циклов, человек только благодаря поклонению упорядоченности космическому образу жизни или личной высокой самодисциплине способен на восхождение.

Китай в этом смысле обладает некой космичностью бытия - одна их теория циклов чего стоит, в которой определяя свое положение среди оных и синхронизируясь с оными, можно вписаться в независимый от человека процесс, который уже предуготовлен ему и надо только оказаться "в нужное время , в нужном месте" совершая усилие, дисциплинируя себя.

В советское время такое отношение к поиску экипажа, изучению человека, его способностей преодолевать тяжелейшие испытания, в том числе, психологическое давление, достигать цели, благодаря сплоченности экипажа, подчинению общей цели, можно найти в книге Юрия Сенкевича - путешествие на Ра, где Ра - это папирусная лодка, на которой они преодолели атлантический океан для доказывания гипотезы, что связь между континентами была издревле и люди уже тогда имели водные сообщения. Однако, в нашем контексте, Юрий в качестве врача и по научению психологов, описывает состояния экипажа и ставит псих. опыты для будущих диссертаций по способности человека к подчинению себя порядку, в котором большое внимание уделяется именно способности поддерживать отношения с другими, довольно сильно отличными от тебя личностями, которые также испытывают (в отличие от ракеты с перегрузками) сумасшедшее давление, психологический дискомфорт, особенно в условиях сомнительной лодочки посреди атлантики и интернациональным экипажем. Имея дело с эксцентричным и оригинальным способом, космос же дает возможность не менее перспективных исследований в области строительства коллектива в тяжелых условиях, одно из которых - космическое путешествие к далеким планетам, когда требования к порядку возрастают в геометрической прогрессии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account